Описание мастерских (1) |
Главная страница | Психология | Мастерская "Кин-дза-дза" | Описание мастерских (2) |
Описание мастерских (1)
Я рад предложить Вам описание своих мастерских в их хронологии так, как они мною задумывались и проводились. Каждый из них уникален и никогда не повторялся. Я помню каждый из них и многому на них научился. В своей работе я стремлюсь? чтобы каждый участник поучаствовал в работе и что-то для себя получил. В целях безопасности (и увлекательности) я стараюсь облекать мастерские в форму игры, избегаю директивности и теоретизирования. Впрочем, последнее слово всегда остается за участниками... =========================================================================== Воркшоп "Правда и ложь" ------------------------------ (IV международная конференция по практической психологии "Обратная сторона жизни" - апрель 2004 г.) "Но ты - должен обманывать: насколько я знаю тебя! Слова твои всегда должны иметь два-три-четыре смысла! Даже в чем сознавался ты сейчас, не было для меня ни достаточной правдой, ни достаточной ложью!". Ницше "Так говорил Заратустра" Концепция "Я знаю, что ты знаешь, что я знаю что-то про тебя", - это пример относительно простого по количеству уровней представления индивида о другом. На каждом уровне утверждение может быть истинным или ложным. Индивид может осознавать это или нет. При увеличении количества уровней, как это и происходит в действительности, любой из нас начинает жить в плену собственных представлений, во многом неосознаваемых и часто ложных. Изменить это, судя по всему, нельзя. Во многом потому, что такие же уровни представления существуют и у другого индивида. В результате образуется сложное сплетение взаимных представлений, где правда и ложь тесно сплетены друг с другом и часто неотличимы друг от друга. Ведь даже если один из индивидов подтверждает представление другого, то это подтверждение может быть ложным, причем индивид может это не осознавать, и наоборот. Все вышеизложенное можно распространить и на взаимные представления индивида и группы с тем уточнением, что таковое сплетение является еще более сложным. Некоторые возможные сплетения исследованы в работах Р.Лэнга ("Я и другие", "Узелки","Политика переживания"). Данный воркшоп "Правда и ложь" является исследования того, насколько возможно расплести эту сложную сеть. Ведь все вышеизложенное является не просто некиими теоретическими построениями, пусть в чем-то и интересными. Суть проблемы заключается в том, что наше поведение как раз и основывается на этих предсталениях, что часто приводит к различным психологическим - и не только психологическим - проблемам. Следовательно, проясняя и корректируя эти представления, мы создаем возможность более адекватного жизнепребывания и, вполне возможно, более наполненного и осмысленного существования в этом мире. Непосредственная цель воркшопа - помощь членам группы в осознании своих представлений о других, а также проверке их истинности. Вводные правила Каждый из участников по мере своих возможностей, насколько это для него допустимо, пытается говорить только правду, понимаемую как полная искренность, исключающая двойное толкование и свободная от любых наслоений в виде, например, двойного послания, двойного дна, скрытой агрессии, кокетства, лицемерия, фальши, слащавости, притворства и т.д. Поскольку это является достаточно сложным, особенно поначалу, процесс ограничен по времени и сопровождается обсуждением. Во время процесса допустимы только утвердительные высказывания без каких-либо вопросов. Описание воркшопа Каждому участнику выдается два флажка - красный «ложь» и зеленый «правда». На каждое высказывание участника остальные члены группы реагируют поднятием одного из флажков, оценивая, по своему усмотрению, правду или ложь сказал говоривший. Ведущий в процессе оценивания не участвует. По окончании смыслового куска тренер останавливает процесс, переходя к свободному обсуждению. Во время обсуждения ведущий помогает участникам методами гештальттерапии. Для запуска обсуждения можно использовать следующие вопросы: - что вы чувствовали, когда узнали мнение окружающих о том, правда или ложь ваши высказывания; - как мнение окружающих о вашей правдивости соотносится с вашим собственным представлением о себе; - умеете ли вы правдиво лгать? - осознаете ли вы, когда лжете? - существует ли правдивое высказывание вообще? Если да, то насколько? И для всех ли? При наличии времени процессы желательно повторить, что позволит перейти на более глубокий уровень осознания. В конце воркшопа стандартный круг подведения итогов: чувства, впечатления, кто что вынес и т.д. =========================================================================== Воркшоп "Откровенный разговор" ---------------------------------------- (V ежегодная научно-практическая конференция "Интеграция в психотерапии и бизнес-консультировании" - ноябрь 2004 г.) "Свобода позволять другим узнавать о себе - это также и свобода быть собой" М.У.Улман Работа по запросу участников группы с использованием методов гештальт-терапии. =========================================================================== Воркшоп "Из тени в свет перелетая..." ------------------------------------------------- (V международная конференция по практической психологии "Свобода и Семья" - май 2005 г.) Концепция В моем нынешнем представлении (начало 2005 года) огромная часть проблем человека связана с его восприятием мира, как арены борьбы сил Добра и Зла, причем Зло должно быть непременно уничтожено. В этом же ключе происходит деление реальности мира, чтобы под этим не подразумевалось, на белое и черное без понимания их сцепленности и взаимосвязи и наличия полутонов, не говоря уже о красках. Следствием этого (и одновременно причиной) является отвержение психикой людей своих частей и их вытеснение (Юнг называл эти части "тенью"). Отвержение происходит на бессознательном уровне и, соответственно, не осознается. Выявить это возможно с помощью проективных методик - в данном случае индикатором и инструментом служит сильно эмоционально окрашенное негативное отношение к другим людям. Цель воркшопа Знакомство участников воркшопа со своими отвергаемыми частями, их "примерка" и, по возможности, интеграция настолько, насколько это возможно в данный момент для каждого из участников. Процедура Тренер предлагает всем участникам записать до десяти качеств, которые им активно не нравятся. После этого сделать собирательный образ человека, которому принадлежат эти качества. Представить его внешность, выражение лица, походку, манеру себя вести и разговаривать, дать ему имя, возраст и пол. Если в результате вырисовывается знакомый или родственник - это неплохо. Далее каждый из участников по очереди представляет нам этот персонаж, изображая его и рассказывая о нем от первого лица. Затем предоставляется время и пространство для группового взаимодействия. Участники из этих ролей общаются между собой. Имена персонажей пишутся на бейджике. По окончании отпущенного времени каждому персонажу остальными участниками дается обратная связь с упором на то позитивное, что было отмечено при взаимодействии. В заключение снимаются роли и каждый участник рассказывает о своих ощущениях в роли (терапевт помогает наводящими вопросами) и, в качестве итога, о том, что он получил в результате тренинга. =========================================================================== Воркшоп-исследование "Солнце встречается с Луной" ----------------------------------------------------------------- (Использование внутренних ресурсов разрешения супружеских конфликтов). (V международная конференция по практической психологии "Свобода и Семья" - май 2005 г.) Проведен совместно с Т.Путятиной. Обозначения: - М - муж - Ж - жена "Родители 1" (того же пола): - Мо - муж в роли отца - Жм - жена в роли матери "Родители 2" (противоположного пола) - Мм - муж в роли матери - Жо - жена в роли отца - Мж - муж в роли жены - Жмж - жена в роли мужа <=> - взаимодействие Технология. 1. Проигрывание типичной ссоры между супругами. М<=>Ж 2. "Родители 2" объясняют друг другу, что чувствуют их дети во время ссоры, почему они вынуждены так отстаивать свою позицию и какие советы они могли бы дать супругам своих детей для урегулирования ситуации. Мм<=>Жо 3. "Родители 1" хвалят друг другу супругов своих детей. Чем те хороши для их детей. Почему те так делают (находят позитив). советуются, что как с их точки зрения можно урегулировать конфликт. Советы направлены своим детям. Мо<=>Жм 4. Супруги меняются местами. Воплощают советы "родителей". Жмж<=>Мж 5. Садятся на свои места. Находят свое решение. М<=>Ж Концепции: 1. Мы носим внутри себя родительские фигуры, которые в первом приближении можно назвать интроектами. Если отвергается один или оба родителя, то: - теряется доступ к их ресурсам; - отвергаемая часть переносится на супруга и начинается с ним борьба; 2. Супруга для себя подбирает родительская фигура того же пола - "Родители 1" (?). В момент ссоры сильнее фигура противоположного пола - "Родители 2" (?). В п.2 даем возможность выразить свои чувства + сформулировать свои желания, В п.3 проявляем "Родителей 1", т.е. даем "голос" подавляемой части, В п.4 "прочувствование" супруга, т.е. даем возможность примерить на себя отвергнутую и перенесенную на супруга свою внутреннюю часть, собственно с которой и происходит на самом деле борьба, в данном случае ссора. =========================================================================== Мастерская "Диалог с деньгами" ---------------------------------------- (VI Международная конференция по практической психологии "Деньги и Душа" - 28 октября 2005 г.) Возможно Вы замечали некий странный феномен: одни из людей страстно желают заработать деньги, много и трудно работают, но деньги к ним, как говорится, "не идут". Другие идут по жизни посвистывая, многое им легко удается, в том числе и обеспечивать себя материальными и прочими благами. Одной из возможных причин такого различия могут быть собственные представления и убеждения человека, во многом бессознательные. С помощью проективных методик, в данном случае метода рефлексивно-диагностических расстановок, их можно проявить, осознать и, при желании, сгармонизировать. Форма проведения. Ведущий вызывает желающего поработать. Из множества игрушек на столе доброволец выбирает фигурки на роль себя и на роль денег. Затем ведущий помогает организовать между ними диалог. При необходимости, по мере развития действия, могут вводиться дополнительные фигурки. Желательно к моменту окончания найти приемлемый для всех фигурок вариант расстановки. В конце мастерской стандартный круг обсуждения. =========================================================================== Мастерская "Как не продешевить при продаже своей души" -------------------------------------------------------------------------- (VI Международная конференция по практической психологии "Деньги и Душа" - 29 октября 2005 г.) Участники получают два листика. Ведущий просит их подписать и на одном из них написать свои положительные качества, желательно не менее десяти. Если не хватает, можно дописать, что хорошего они имеют в жизни. На втором листике участники пишут, что они хотели бы получить в жизни больше всего, желательно не менее четырех (до десяти). Затем участники разбиваются на пары А и Б. Участник А выдает участнику Б листик с достоинствами и по оставшемуся листику выбирают свое первоочередное желание, которое он бы хотел получить. Б выбирает из полученного листика с одно или больше достоинств, которые он бы хотел получить взамен. А отдает или отказывает, т.е. происходит торг. Так до конца списка. Затем участники меняются и торгуются по спискам Б. По окончании - общий круг: чувства и подведение итогов. Цель мастерской - осознание своих целей и желаний, их первочередности, чем готовы жертвовать ради достижения целей и готовы ли вообще, стереотипы поведения, важности и ценности того, что имеется и т.д. =========================================================================== Мастерская "Кин-дза-дза". ---------------------------------------- (VI Международная конференция по практической психологии "Деньги и Душа" - 30 октября 2005 г.) См. ссылку "Мастерская "Кин-дза-дза" =========================================================================== Мастерская "Сон Лао-Цзы". ---------------------------------------- (VI ежегодная Международная научно-практическая конференция "Успех и здоровье" - 25 ноября 2005 г.) Однажды Лао-Цзы увидел сон, в котором ему снилось, что он бабочка, которой снится, что она Лао-Цзы... У меня есть предположение, что все мы от рождения успешны и здоровы, только снятся нам совсем другие сны. И если по каким-то причинам пока невозможно проснуться, то почему бы не увидеть сон, где все успешны и здоровы. И, может быть, кто-то так и захочет остаться в этом сне, кто-то, проснувшись и вздохнув, вернется в привычный сон, а кто-то, испытав знакомое ощущение, вернется в здоровую и успешную реальность... Процедура проведения. Ведущий просит каждого представить успешного и здорового человека. Участники на бумаге описывают присущие ему (ей) качества. Затем представляют его (ее) внешность, характер, поведение, интонации. Дают ему (ей) имя или прозвище. Далее по очереди выходят на середину и, вживаясь в этот образ, представляются от его имени. Потом ведущий объявляет, что в течение получаса участники общаются между собой, находясь в этих ролях. По окончании все участники делятся впечатлениями, ведущий своими вопросами помогает лучшему осознанию. Цель: проявить скрытые или заблокированные возможности, осознать стереотипы поведения и попробовать их изменить, снять или, по крайней мере, увидеть существующие внутренние ограничения для личностного роста. ================================================================================= Продолжение на страничке "Описание мастерских (2)". |