Доклад 6 |
Главная страница | Психология | Мастерские | Фотография |
Насилие и личность
Мое глубокое убеждение, что всякое явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Само по себе, как действие, насилие воспринимается в большинстве случаев в негативном аспекте. Вот я и задумался, какой позитив может быть в нем заключен. Согласно толковому словарю живого великорусского языка Даля, насилие (насильство) - это принужденье, неволя, нужа, силованье; действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное (1). Ожегов определяет насилие, как применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, насилие над личностью и притеснение, беззаконие (книжн.), произвол. Что же здесь может быть положительного, спросите вы? И, после некоторого раздумья, я отвечу по следующим пунктам: 1. Насилие общества 2. Насилие семьи 3. Насилие внутри себя. С момента своего возникновения общество в лице своих государственных институтов применяет насилие как инструмент воздействия на отдельные личности в целях сохранения своей стабильности. Иногда это чревато злоупотреблениями в случае политических диссидентов, но чаще происходит по отношению к преступникам. И тогда насилие к человеку, который сам в свою очередь в этом повинен, воспринимается как справедливая и адекватная мера воздействия. И во многих странах мира, кстати, существует достаточное количество людей, считающих таковые наказания чересчур гуманными, например, в отношении лиц, совершивших серийные убийства, особо жестокие изнасилования или преступления по отношению к детям (2). Существуют также люди, и их точку зрения я считаю необходимым привести, связывающие современный разгул преступности с развитием атеизма, а также психиатрии и ее младшей сестры - психологии (3). По их мнению, религиозный человек несет ответственность за свои поступки непосредственно перед Богом, что поднимает его на высокий морально-этический уровень, делает по настоящему нравственным, а психоаналитики переводят внимание на существование некоего бессознательного, внутренних комплексов и даже субличностей, вину за неправильное функционирование которых делят между собой семья и социальное окружение. И это не просто теоретизирование, а реальные уголовные дела, например в США, где родственники пострадавших обвиняют психиатрическую экспертизу в том, что она позволяет уйти маньякам от возмездия (2). Про то, что Рональд Лэнг считал семью основным источником насилия, подготавливающую будущую личность к пассивному восприятию общественного насилия (4), я уже упоминал в одном из своих предыдущих докладов (5). Признаемся, что логика в его рассуждениях есть, и каждый из нас может легко привести примеры из своего детства или из своего окружения. Но поставим вопрос иначе: а может ли быть иначе? Цепочка насилия тянется из глубины веков, и даже мы, те, кто осознает ее наличие и протестует против нее по отношению к себе, иногда вынужденно, иногда не замечая, применяет насилие к собственным детям (6, 7). И, может быть, именно это насилие формирующаяся личность интроецирует в себя, что способствует появлению, говоря психоаналитическим языком, Суперэго или того нравственного императива, которому удивлялся Кант. И здесь моя мысль плавно перетекает к третьему пункту. Общеизвестно, что сознание развивается в условиях существования внутренних полярностей психики, которые приводят к крайнему напряжению, но одновременно создают то энергетическое поле, что приводит к становлению осознающей себя личности Homo Sapiens (8). И каждый из нас знаком с необходимостью совершать насилие над самим собой, то вынуждая себя делать зарядку, когда не хочется, то отказываясь от соблазнов, если это входит в противоречие с собственными убеждениями. Плохо это или хорошо? Не знаю. Все зависит от контекста. И как я уже говорил, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Подавляя, например, свои сексуальные импульсы, мы создаем внутреннюю энергию, которая потом сублимируется в творчество. При неблагоприятном развитии – в невротические реакции. Каждый волен выбирать себе свой сценарий. И незнание психологических законов не освобождает нас от их воздействия. В заключение расскажу еще об одной интересной теории, рассматривающей влияние модели воспитания детей на развитие цивилизации (9). Согласно воззрениям ее автора, чем меньше насилия применяют родители по отношению к собственным детям, тем на более высокую ступень технологического, культурного и политического развития поднимается общество. Именно так, более свободные и творческие дети, вырастая, делают наш мир богаче и красочнее. И это правильно! Литература: 1. http://vidahl.agava.ru/index.htm 2. Джон Дуглас. Марк Олшейкер. Погружение во мрак. М.: Крон-Пресс, 1998 3. Брюс Вайсман. Психиатрия – предательство, не знающее границ. М.: Анвик К, 2002 4. Р.Д. Лэнг. Расколотое «Я». СПБ: Белый Кролик, 1995 5. А. Купчик. Нужен ли нам экстрим и какой. Материалы по седьмой международной конференции «Экстрим и Контроль: психологический бунт и правила поведения, духовные кризисы и рост, предельные переживания и ориентация в экстремальных ситуациях». Х.: ХФПИ, 2006 6. Алис Миллер. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический Проект, 2001 7. Валерий Ильин. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. М.: Класс, 2002 8. Елена Улыбина. Страх и смерть желания. М.: Модерн-А, 2003 9. Ллойд Демоз. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. |