Доклад 5 |
Главная страница | Психология | Мастерские | Фотография |
Вначале было слово... Краткая апология христианства.
Человек с момента своего рождения неудержимо движется к смерти. В чем же тогда проявляется его Богоподобность? Возможно в том, что он заключает в себе целый Мир. Этот Мир появляется из Хаоса в тот момент, когда юный бог произносит свое первое Слово, тем самым вырывая объекты из Небытия и формируя свое Мироздание. Вначале, как и положено, появляется Вселенская Мать, его МА-МА, т.е. богоматерь. Немного странно, что мать появляется позже...Хотя это только кажущийся парадокс прежней рационалистической эпохи. Как писал уже Юнг, основываясь на последних достижениях квантовой физики, "никакого мира без наблюдателя не существует" (1). Затем, по мере появления новых слов, этот мир расширяется - в нем появляется Вода и Твердь, т.е. Женское и Мужское начала; Дух, который носится над водой, как символ готового появиться Сознания; и люди и звери, которые постепенно заселяют и осваивают этот мир. Жизнь идет своим чередом - Адам и Ева, как символ Гермафродита, т.е. бесполого (вернее сказать обоеполого) существа, бродят по своему Эдему неведения, пока не является Змий - символ животного начала. В результате борьбы противоположных начал - запретов сверху (формирующееся Суперэго?) и инстинктивного влечения (Ид) формируется сознание и человек становится Человеком. Происходит самоиндетификация по половому признаку, появляются понятия стыда и вины, т.е. нравственность и шире - Культура. Возникают слова-определения и вместе с ними такие явления, как Добро и Зло, Светлое и Темное, Высокое и Низкое... Интересно отметитть, как религиозные символы входят в повседневную жизнь современного человека, подчас незаметно для него формируя совместно с другими разделяемую реальность. Например, когла я удивляюсь, то говорю: "Боже мой", а когда спотыкаюсь, то чертыхаюсь. Для меня открытием было узнать, что считавшееся лозунгом коммунистической эпохи выражение "Кто не работатет, тот не ест" имеет библейские корни. Во втором Послании св. Апостола Павла к фессалоникийцам об этом говорится так: "Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2). Хотя чему тут удивляться? Еще в 1888 году Ницше отметил, что социалистически-коммунистическая испорченность (так он называл мораль) является следствием христианской (3). Не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не процитировать звучащие для меня как музыка такие общепринятые выражения, как блудный сын, поцелуй Иуды, вавилонское столпотворение, волк в овечьей шкуре, всему свое время, все тайное становится явным, глас вопиющего в пустыне, строить дом на песке, заблудшая овца, запретный плод, золотой телец, зарыть талант в землю, земля обетованная, на злобу дня, знамение времени, избиение младенцев, имеющий уши да услышит, каинова печать, камень преткновения, кесарево кесарю, тайна за семью печатями, козел отпущения, колосс на глиняных ногах, корень зла, краеугольный камень, крестный путь, люди доброй воли, мерзость запустения, мир дому сему, на круги своя, неисповедимы пути Господни, не мечите бисер перед свиньями, не сотвори себя кумира, нести свой крест, нет пророка в своем отечестве, не хлебом единым жив человек, ни на йоту, ничтоже сумняшеся, ничто не ново под солнцем, око за око, отделять зерна от плевел, перековать мечи на орала, по образу и подобию, притча во языцех, светоч мира, святая святых, служить маммоне, соль земли, суета сует, тридцать серебренников, умыть руки, упасть на добрую почву, фиговый листок, фома неверующий, хам, хлеб насущный, беречь как зеницу ока, что посеешь то и пожнешь. Я привел только небольшую часть того огромного библейского наследия, которое мы, не задумываясь, используем в бытовом и научном обиходе, даже люди, искренне считающие себя атеистами. Но ведь наша речь и язык определяют наше сознание. Некоторые исследователи даже считают, что это и есть сознание (4). В любом случае вряд ли ошибусь, если предположу, что тысячелетнее христианское влияние во многом сформировало нашу психику. Христианская религия одна из самых строгих. Достичь христианского идеала практически невозможно. Вместе с широко трактуемым понятием греховности человека, это приводит к чрезвычайному напряжению, а значит и развитию психики, присутствию в ней противостоящих и взаимодействующих полярностей. Думаю, что во многом именно это определило такой взлет и величие европейской культуры, принадлежность к которой я с гордостью ощущаю. А взять тотальный запрет сексуальности в христианстве! Ведь это с неизбежностью ведет к необходимости сублимации либидо. То есть, чем больше запретов, тем более цивилизованным становится общество - нереализованная энергия ищет выход в искусстве, спорте, умственном труде, что способствует процветанию культуры, науки и техники. Так, в книге "Секс и культура", изданной еще в 1934 году, ее автор Дж.Анвин на основе изучения 80 известных примитивных обществ, а также ряда исторически развитых культур пришел к выводу, что там где нет сексуального подавления, где терпимо относятся к свободе сексуальных отношений - добрачных, супружеских или гомосексуальных, первобытное общество не может перейти на следующую стадию развития и, либо погибает, либо так и остается на прежнем уровне. "Любое человеческое общество, – пишет Анвин, – свободно выбирать: либо проявлять большую энергию, либо наслаждаться сексуальной свободой; существуют свидетельства, что оно не может делать и то и другое дольше, чем на протяжении жизни одного поколения". В чем-то сходной точки зрения придерживается и Камилла Палья, которая пишет, что "когда престиж государства и религии низок, люди свободны, но они обнаруживают, что свобода невыносима, и ищут новые способы порабощения: наркотики или депрессию. Я полагаю, что сразу вслед за стремлением к сексуальной свободе и достижением сексуальной свободы наступает черед садомазохизма" (5). И вряд ли эти слова являются проявлением словесной игры интеллектуалов. Скорее - диалектики. Ибо нет в мире Добра без Зла, как и верно, что абсолютное Добро является Злом. Уничтожьте все Зло в Мире, и не станет Добра. В заключение хочу сказать: можно считать себя атеистом или записаться в буддийские монахи, но переделать свое христианское сознание вряд ли возможно, с чем и поздравляю всех присутствующих в этом зале. И в этом нет никакой иронии. Литература. 1. К.Г.Юнг. Сборник "Бог и бессознательное" М.1998 с.30 2. Библия. Духовное просвещение.1991 с.447 3. Ф.Ницше "Воля к власти" М.2005 с.53 4. В.Руднев "Характеры и растройства личности" М.2002 с.33 5. К.Палья "Личины сексуальности" Екатеринбург 2006 с.14 |